Механизм защиты прав потребителей в сфере ЖКХ
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такое определение дает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Каждый
гражданин, приобретающий коммунальную услугу, имеет полное право на то, чтобы эта услуга была качественная.
При получении жилищно-коммунальных услуг потребитель взаимодействует с энергоснабжающими и обслуживающими организациями.
Как правило, отношения между сторонами закрепляются договором, в котором прописываются права и обязанности потребителя и исполнителя.
Если же права потребителей нарушаются какими-либо незаконными действиями или бездействием энергоснабжающих, управляющих организаций или жилищных компаний, то защитить интересы граждан можно двумя путями.
1.Внесудебный порядок.
2.Судебный порядок.
Что представляет собой внесудебный порядок?
Если коммунальная услуга потребителю предоставлена с нарушениями, то это можно урегулировать и без вмешательства суда. Для этого следует написать претензию в адрес организации, которая ваши права нарушила.
Претензия может быть составлена в произвольной форме, но очень важно излагать в ней свои требования грамотно. Это поспособствует тому, что они будут выполнены. Например, «прошу расторгнуть договор от (дата) и вернуть мне по договору (сумма) рублей». Помните, что претензия должна быть написана в двух экземплярах. Один бланк передается в организацию, предоставляющую услуги в сфере ЖКХ, а второй (уже подписанный сотрудником данной организации) вы оставляете себе.
К сожалению, иногда бывает так, что организация отказывает в выполнении законных требований потребителя, и если потребителем не получается отстоять нарушенные права мирным путем, то приходится решать возникший вопрос в судебном порядке.
Что такое судебный порядок?
Судебный порядок или исковое производство представляет собой деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских и иных правоотношений.
Если у вас имеются письменные документы, подтверждающие нарушение прав потребителя при предоставлении ему коммунальной услуги; документы, доказывающие совершение попыток урегулировать спор в досудебном порядке (например, официальная переписка) и вы полностью уверены в собственной
правоте, то можете смело подавать иск в суд. Перечень таких документов зависит от существа спора, но по любому делу должно быть составлено исковое заявление.
Обратите внимание, что прежде чем обратиться в суд очень важно позаботиться о предоставлении доказательств обоснованности выдвигаемых требований.
Право потребителя на коммунальные услуги надлежащего качества
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же
качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В случае если коммунальные услуги оказаны вам ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято, Вам необходимо написать претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес управляющей организации, товарищества или кооператива.
Претензия составляется следующим образом:
- в правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название), куда Вы обращаетесь, фамилия и инициалы руководителя, если Вы их знаете;
затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон);
- отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования);
-в конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;
- весьма выигрышно смотрится обращение, в котором имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Это придаст Вашей претензии или жалобе вес и заставит работников отнестись к рассмотрению поступившего обращения более основательно.
Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства.